Маленькие вещи, с которых начинается Европа

27 Ноя

Все, кто хоть раз обращались объявления о вакансиях, видели объявления типа «охранник, ч, служба в армии, 20-40 р.», «Уборщица, ж, от 50 гг.» Или «менеджер, м / ж,« менеджер , м / ж, гибкость и адаптивность, возраст не старше среднего ».

Казалось бы – все в норме. Рыночная экономика, роботдавець вправе сам определять условия, квалификацию для должности, которую предлагает. Но это именно одна из тех вещей, которые определяют тонкую грань между Европой и постсоветскими реалиями

Сегодня мы понимаем, что Европы не будет без одной большой вещи. Но не забывайте, что без маленьких вещей ее тоже не будет.

Несколько дней назад в Киеве состоялась Национальная конференция «Преодоление дискриминации в объявлениях о вакансии: нынешняя ситуация и передовой опыт стран Европы», которую Министерство социальной политики Украины провела совместно с Международной организацией труда, одной из ключевых институтов ООН. Украинские чиновники, профсоюзные лидеры и активисты общественных организаций имели прекрасную возможность еще раз согласовать общие знаменатели: чем дискриминация при приеме на работу, чем она не является, насколько ее много и что с этим делать.

Сразу следует сказать: работа только с объявлениями сама по себе ничего не даст. Ведь хотя все когда-нибудь обращались объявления в интернете, пожалуй, большинство украинский обретает реальные предложения «по знакомству», через друзей и родственников. Это часть нашей культуры, и она приводит ко многим проблемам (не только дискриминационных). Но то, что эту культуру надо корректировать, не значат, что нужно бороться и с публичной, открытой дискриминацией. Это все равно, что из-за хронической внутреннюю болезнь отказываться носить одежду – которая, мол, разница, все равно болен. Это абсурдно. Есть границы приличия, и их надо соблюдать всегда.

И еще один важный момент. В большинстве европейских стран запрет такой дискриминации сейчас включена в национальное законодательство, часто на основе директив ЕС относительно права на равное отношение. Это не значит, что дискриминационных объявлений о вакансиях уже не существует. В ЕС тоже не все идеально. Наоборот, много объявлений все еще содержат описания работ, которые демонстрируют применение работодателем запрещенных законом оснований для дискриминации. Это может быть обусловлено недостаточной осведомленностью, особенно о косвенной дискриминации, слабыми механизмами обеспечения соблюдения и применения санкций. Итак, искоренение дискриминационных объявлений о вакансиях остается серьезным вызовом и для Европы. Но мы должны подтянуться гораздо больше.

Самым интересным элементом конференции было практическое исследование, которое на основе анализа объявлений в 6 странах (Украине, Молдове, Румынии, Португалии, Нидерландах и Великобритании) доказывает: в странах Восточной Европы дискриминация значительно более распространена, чем в странах-членах ЕС, должны были гармонизировать свое национальное законодательство с директивами Брюсселя, которые прямо запрещают не только дискриминации как таковой, но и ее конкретные виды.

В объявлениях о работе во всех странах происходит прямая и косвенная дискриминация. По прямой, то самой распространенной является дискриминация по возрасту и полу. Косвенная дискриминация проявляется в языковых особенностях: мы называем некоторые профессии исключительно словами женского рода (уборщица, секретарша и т.п.), хотя нет никаких причин, которые препятствовали бы выполнять ее также людям другого пола.

Но дискриминация имеет не только половой измерение. Очень часто страдают от нее молодые и пожилые люди – это по возрасту, когда работодатель без уважительных оснований указывает возрастные рамки кандидатов или, например, ограничивает максимальный опыт, отсекая тем самым потенциальных работников старшего возраста. Могут дискриминировать по брачному статусу (например, указывая приоритет для холостых кандидатов или наоборот). Работодатели требуют знания языка, которое не имеет значения для выполнения работы (например, для уборщика). Дискриминацией является любое необоснованное различие между людьми.

Еще одна проблема: в большинстве законодательств нечетко определено, кто отвечает за объявление и, таким образом, по их дискриминационный смысл: работодатель, ресурс их разместил, а также – кто может оспаривать их в суде. В Украине, благодаря новому закону о рекламе, эти проблемы на законодательном уровне в значительной степени решены.

Зато проблемными местами являются неэффективные методы борьбы против дискриминации и низкий уровень осведомленности, когда потерпевшие сами не осознают, что их права нарушены.

Что делать, чтобы стало лучше? Во-первых, работодатели должны позаботиться об отсутствии дискриминации в объявлениях (и это обеспечит закон). Во-вторых, агентства и СМИ, размещающих объявления, должны устранять из представленных объявлений дискриминации – это тоже в законе. В-третьих, государство должно эффективно мониторить выполнение этих норм. В-четвертых, профсоюзы и общественные организации должны оказывать давление на работодателей и просветительскую работу среди населения.

Но для этого сначала нужно четко осознать, что такое дискриминация вообще. С этого и начинаем.