Жить в нормальном городе

03 Сен

Жестокое противостояние местной общины с застройщиками, которое состоялось на днях на Троещине, было, наверное, одним из самых шокирующих новостей последнего времени. Ломка заборов, угрозы, избиения людей и применения против них подручных средств в виде песка и огнетушителей, безразличие милиции — в конце, разве это впервые? В Киеве такие вещи, к сожалению, стали системой. ” Подтягиваются ” и другие города.

Конечно, определить правых и виноватых в ситуации, когда бал правит насилие, невозможно. Ясно, что здесь замешаны и вопиющая несправедливость, и политический расчет. Но задумаемся о том, что происходит в наших городах: так должны развиваться отношения в большом четырехугольнике ” я — общество — бизнес — государство ” ? Не может ли все происходить иначе?

Читатели моего блога уже поняли, что развитие городской среды, построение динамических, эффективных и справедливых местных общин — одна из важнейших для меня и моих коллег дел. Но меня часто спрашивают: ну вот вы собрались, поговорили, провели мероприятие, попили вкусного кофе и разошлись. Вот, мол, и все. А где результат? Как его намазать на хлеб или хотя потрогать?

Обычно в таких случаях говорят о том, что не все результаты видны невооруженным глазом и что, обсудив, делать конкретику невозможно. Но лучший ответ — это показать конкретику, которая на самом деле есть.

В июле, когда страна впадает в отпускных апатию, Программа развития ООН провела с нашей помощью Национальный форум городов- партнеров. Форум, в котором приняли участие более 70 представителей местных и национальных властей, экспертов ООН, общественных активистов, подвел черту под девятилетним неправительственным и некоммерческим проектом «Муниципальная программа управления и устойчивого развития» , который внедрялся с 2004 года и за это время реализовал 309 отдельных проектов в 29 городах на сумму 36300000 грн. и положительно повлиял на условия жизни 282 тысяч человек.

Такой язык цифр. Но есть то, чего не сосчитать. Каждый город — участник решало в рамках проекта свои приоритетные проблемы. Города создали центры административных услуг и системы контроля за их качеством.

Местные власти училась пользоваться интернетом, становилась ближе к людям, создавала свои страницы в социальных сетях. В Вознесенске и Долине ввели е — документооборот. В других городах активисты и чиновники низкого уровня научились работать с краудсорсингу.

15000 служащих получили современные знания в пределах 500 учебных мероприятий. Проект внес свой вклад и в разработку ряда законопроектов, регулирующих деятельность общественных организаций и местного самоуправления. Эксперты также создали две образовательные программы для вузов, которые позволят готовить управленцев для ОСМД.

Следует сказать, что проект стал результатом сотрудничества сотен людей. Многие его частей осуществлялось в сотрудничестве с другими участниками, например при поддержке швейцарского канадского, норвежского правительств или шведской Академии Фольке Бернадотте.

Результатами всего девятилетнего проекта может гордиться все украинское гражданское общество. Но, конечно, главный вызов еще впереди. Как работать местные власти и общества после его окончания? Не будет потеряно достижения, достигнутые напряжением значительных ресурсов и усилий?

Это уже зависит от конкретных людей. Они получили шанс — не только реально начать жить по -другому, но и показать, что главная проблема страны — не сами ее граждане, начать изменения с себя, не дожидаясь трансформации на общенациональном уровне — реально.

И жизнь не заканчивается с концом этого проекта: как его продолжение задуман уже имеющийся проект распространения лучших практик местного самоуправления, а со следующего года эстафету подхватит проект ЕС по повышению энергоэффективности. Мне кажется, и граждане, и, конечно же, прежде всего бизнес и власть должны стремиться к тому, чтобы решать проблемы по -европейски.

Газ и песок — оружие пролетариата (даже если за ним капиталы и наемники ). Креативный класс решает свои задачи положительно.