2012 год. Знаменитый в США фестиваль Coachella. Среди хедлайнеров — топовые артисты Radiohead, Snoop Dogg и Dr. Dre. Но живые выступления лидеров затмил… призрак. Точнее, голограмма Тупака Шакура. На сцену вышла трехмерная цифровая копия знаменитого артиста, которого не стало за 16 лет до шоу. Это событие произвело эффект разорвавшейся бомбы: о нем вспоминают до сих пор.

На подготовку 5-минутного «выступления» команда из 20 человек потратила 2 месяца. Тогда это было своего рода «уловкой», тщательно спланированной PR-акцией. Но возникает вопрос: могут ли стать голограммы ушедших из жизни артистов полноценной частью музыкальной индустрии будущего?

Новая категория развлечений

А вы пойдете на концерт Кузьмы Скрябина?

Концерты виртуальных артистов — не эксклюзив и не единичная акция. Они существуют, они развиваются, и голограммы активно собирают зрительские залы. Хотя, если объективно, это не голограммы, а современная интерпретация иллюзии «Призрак Пеппера», известной еще с 19-го века.

Например, стартап Eyellusion работает над комплексными идеями в области создания голограмм для рынка живой музыки. По словам представителей компании, они хотят открыть новые источники дохода, а заодно удовлетворить фанатский спрос и расширить гастрольные возможности.

Что-то похожее на заре 90-х годов делал менеджер Андрей Разин. Будучи руководителем группы «Ласковый май», он создал около двух десятков составов. Настоящая и фейковая группы успешно бороздили просторы страны, выступая под фонограмму одновременно в нескольких местах. Фанаты были счастливы.

Сейчас разработчики предлагают то же самое, но — без живых артистов на сцене и без заведомого обмана. Новой категории развлечений дали название — «гибридная». Она объединяет концерт и технологический спектакль.

16 шоу, $1,7 млн, 71% проданных билетов

А вы пойдете на концерт Кузьмы Скрябина?

Base Hologram организовали тур с голограммой звезды рок-н-ролла ХХ века Роя Орбисона. 16 шоу принесли организаторам $1,7 млн. Зрительные залы в среднем были заполнены на 71%. Спустя время эта же компания вновь организовала шоу: на этот раз на сцене с Орбисоном «выступала» виртуальная копия Бадди Холли. В целом было сыграно 58 шоу по всему миру.

При всех преимуществах шоу, очевидцы концертов отмечают: порой публика ощущает дискомфорт. Все-таки это кумиры, которых уже нет на свете. И вновь видеть их на сцене по меньшей мере странно. Организаторы шоу в ответ на это защищаются: «Люди таким образом просто отдают дань уважения любимым артистам».

Представитель New York Times посетил одно из таких шоу. По его словам, «публика казалась очарованной». Сам очевидец в процессе представлял себе возможности технологии. К примеру, неожиданное появление Курта Кобейна на церемонии «Грэмми».

Это не шоу, это ностальгия

Часть экспертов относятся к идее голограмм умерших артистов скептически: есть ли им место в современной музыкальной индустрии? Их оппоненты отвечают: несомненно. Хотя бы потому, что такие шоу носят сердечный, ностальгический характер. Есть ряд этических моментов, но в целом концерты находят положительный отклик у большинства людей.

Звезда музыкальной индустрии ХХ века Фрэнк Заппа ушел из жизни из-за рака. Его сыну на тот момент было 15 лет. Недавно было организовано шоу, в котором «выступала» голограмма Фрэнка. Сын артиста признался: шоу стало еще одним способом справиться с потерей: «Я весь концерт убеждал себя, что папа вернулся».

Наверное, похожие чувства испытали бы поклонники Кузьмы Скрябина. Интересно, найдется ли компания, готовая воссоздать образ известного украинского артиста для новых концертов?