Популярность хакатонов стабильно растет. Несмотря на это, многим до сих пор неизвестно, что это за формат ивентов, и почему они очень актуальны для IT-компаний.

Если вкратце, то хакатон — это соревнование разработчиков и IT специалистов (программистов). Среднее количество участников ивента — от 100 до 300. Событие проводят с лимитом времени: обычно это 1-2 суток, но в исключительных ситуациях мероприятие занимает несколько недель.

Типичная схема проведения хакатона:

  1. Первый день. Сбор разработчиков. Участники, пришедшие в одиночку, могут объединиться с другими в команды.
  2. Постановка задач. Представители компании-партнера озвучивают задание или проблему, а организатор озвучивает правила. В каждой команде формируют цель действий в соответствии с форматом. Представители команд могут рассказать об идеях.
  3. Этап кодинга — для достижения поставленных целей. Продолжается без пауз до истечения установленного правилами времени. Обычно разработчики делают паузы только на еду и питье: работают напряженно, не спят и не отвлекаются.

К чему все это? Обыватель недоуменно пожмет плечами. Но на самом деле эти ивенты крайне полезны для участников. Стоит разобраться, в чем эта польза и для чего нужны такие мероприятия.

Организаторы хакатонов — кто они?

В качестве организаторов выступает большое количество компаний: в частности, широко известные в мире Techcrunch и Angelhack. Они берут на себя вопросы подготовки, привлечения финансирования и участников, а также создание информационного контента для СМИ и соцсетей.

Стать партнерами хакатонов стремятся многие компании: например, в этом заинтересованы гиганты Google, Microsoft, Facebook, инвесторы и венчурные фонды. Они финансируют проведение ивентов, обеспечивают призовые фонды, организуют информирование. Громкие бренды привлекают внимание к хакатонам лучших участников.

Зачем технологическим гигантам регулярно поддерживать такой формат? Причин много. IT-отрасль стремительно развивается, и современным компаниям хочется быть в курсе современных тенденций и даже больше — опережать их. Вот только несколько областей, в которых развитие технологий сейчас наиболее стремительное: блокчейн, машинное обучение и big data.

Гигантам рынка важно постоянно привлекать к себе инициативных и талантливых разработчиков. Классический способ найма опытных «технарей» — дорогой и длительный. Нужны альтернативы.

Ими как раз и стали хакатоны. Для примера: корпорация тратит на хедхантинг одного опытного специалиста размер его годового оклада (в среднем это $250 тыс. — 1 млн). Гораздо эффективнее потратить этот бюджет на поддержку технологического ивента и иметь дело с десятками лучших, рассматривая их как потенциальных сотрудников.

Также хакатоны используют для быстрого решения рабочих задач. Один из примеров: корпорация eBay столкнулась с необходимостью как можно быстрее решить ряд проблем в области машинного обучения. Она приняла участие в поддержке хакатона и в качестве приза предложила место в своей программе «Friends of eBay». Разработчикам понадобилось всего 2 суток, чтобы предложить компании ряд наиболее эффективных решений. Корпорация наградила двоих победителей и добавила бонусные призы для остальных участников.

Еще хакатоны используют для поиска перспективных команд и стартапов и дальнейших инвестиций в них. Пример — покупка корпорацией Facebook белорусского стартапа MSQRD.

А в чем выгода для разработчиков?

Чаще всего организаторы сохраняют за участниками авторское право на созданные решения. Типы призов зависят от привлеченных партнеров и спонсоров: это денежные премии, обучение, туры по топовым компаниям Силиконовой долины и т.п.

Но самое главное — это возможность получить предложение стать участником команды успешной современной компании (часто — с переездом в западную Европу или США) или же шанс на получение инвестиций на старте бизнеса.

В целом же хакатоны приносят пользу не только конкретным компаниям и разработчикам, но и в целом IT-индустрии. Новые идеи форсируют технологические отрасли и благотворно сказываются на развитии работодателей, а следовательно — увеличивают спрос на специалистов.

Как организовать хакатоны: несколько рекомендаций

Первое: важно следить за технологическим рынком (особенно на западе) и мониторить мнения экспертов. Наиболее важные ниши: IoT, Blockchain, Mobile, Machine Learning, Blockchain.

Также нужно наладить сотрудничество с крупными компаниями, корпорациями, фондами, заинтересованными в таких ивентах. Для начала достаточно найти одного партнера. Еще следует обзавестись контактами в сообществах разработчиков в своей стране, городе.

Локация для хакатона должна быть практичной. Среднее количество участников — 100-300, каждому нужен стол, интернет-доступ, несколько розеток. Лучший вариант локации — современный коворкинг. Многие из них готовы сотрудничать по умеренной цене, так как разработчики рассматриваются как потенциальные клиенты этих коворкингов. Важно создать на локации комфортные зоны для членов жюри, представителей СМИ, а также лаундж-зону.

Иногда технологические корпорации, выступающие в качестве партнеров, могут предложить проведение ивента в их офисах. Также они могут предоставить свои вычислительные и облачные мощности.

Обычно участие в хакатоне делают бесплатным: предполагается, что все расходы несут партнеры и спонсоры. Кроме финансовых, важно привлечь информационных партнеров: благо, в IT-сфере работает очень много специализированных СМИ.

Хакатоны не приносят организаторам значительных доходов. Ценность этих ивентов — в выстраивании надежных отношений со СМИ, разработчиками, профессионалами отрасли.

Часто бывает, что хакатон — это не отдельное мероприятие, а часть технологической конференции или выставки. Это позволяет привлечь партнеров и повысить интерес к основному мероприятию.

Рекомендации для партнеров

Самое важное — четко определить цели и понять, что должен дать хакатон компании. Перечень проблем должен быть конкретным, чтобы участники понимали, с чем работать и какие задачи решать.

С участниками нужно знакомиться и общаться напрямую. Личные контакты с разработчиками важны: кто-то из них станет сотрудником компании или деловым партнером.

Призы должны быть небанальными. Деньги — классическое решение, но многим также будет интересно провести неделю в главном офисе партнера хакатона или познакомиться с ключевыми разработчиками компании.

И напоследок: несколько советов для участников хакатонов

Чтобы добиться успеха, нужно понять задачу и решить ее. Лучше — разработать в отведенное время рабочий прототип. Если нет идей — можно и нужно обсудить проблему с экспертами хакатона.

Можно поставить себя на место организаторов. Для чего подготовили этот ивент? Возможно — изучить глубже специфику партнерских компаний. Это поможет глубже понять поставленные задачи.

Часто организаторы перед началом хакатона создают страницы в соцсетях. Это — отличный способ заранее познакомиться с участниками. Знакомство поможет быстрее найти команду для себя.