Коронавирус теперь в статусе пандемии. Он больно ударил по мировой экономике и отразился на всех отраслях. Сфера организации мероприятий тоже не осталась в стороне. По всему миру отменяют крупнейшие ивенты, переносят или вообще ставят под сомнение их необходимость. Украина не стала исключением.

С 12 марта Кабмин объявил государственный карантин. Мэрия столицы дополнила его условия для киевлян: кроме отмены занятий и закрытия детских садов объявлен запрет на развлекательные и другие массовые мероприятия. Рекомендовано ограничить проведение ивентов, если на локации собирается более 60 участников.

Отмены, переносы, ожидание: что с украинской ивент сферой?

Организаторы крупной конференции для специалистов онлайн-сферы iForum объявили о переносе мероприятия на осень. До этого планировалось провести ивент в мае. По официальной информации, дату перенесли «из соображений безопасности».

Запланированный на май украинский фестиваль видеоблогеров Videozhara 2020 отменили. Организаторы сообщили, что не хотят рисковать здоровьем участников. Людям возвращают деньги за купленные билеты.

Организаторы запланированных на апрель и май IT-ивентов (DrivingSales, Growth Marketing Stage, ScalaUA, ЛОБ и др.) решили не отменять мероприятия. По их словам, беспокойства среди целевой аудитории нет, и объективных причин для переноса либо отмены — тоже. Но это скорее исключение.

Объявление карантина, паника, нагнетаемая СМИ, рост заболеваемости — все это неизменно влияет на ивент сферу. По прогнозам, борьба с вирусом продлится минимум до июня. Если тревожные настроения среди украинцев продолжатся, под угрозой окажутся крупнейшие летние фестивали страны: Atlas Weekend и UPark Festival.

Всемирная тенденция

На самом деле лихорадит всю планету. Еще в начале вспышки эпидемии этикет многих деловых ивентов изменили, отказавшись от рукопожатий. Но превентивные меры не помогли: вскоре посыпались сообщения о полной отмене крупнейших мероприятий, которые задают тон отраслям. Всемирная индустрия организации событий общей стоимостью более $1 трлн, находится на грани катастрофы.

Apple отменяет презентацию новой продукции и в целом отказывается от каких-ибо ивентов. Та же ситуация — с Женевским автосалоном, который впервые в истории провели онлайн. Его организаторы признались: сумма убытка из-за отказа от мероприятия составит $20 млн. Не легче тем, кто решили все-таки проводить мероприятие. Так, организаторы Emerald City Comic Con в Сиэтле столкнулись с массовыми протестами местных жителей: те боятся вспышки эпидемии из-за запланированного участия 100 тыс. человек.

Ситуация с развлекательными шоу тоже напряженная. Так, Мадонна отменила финальные концерты своего тура в Париже, сославшись на вирусную опасность. Ведущий музыкальный фестиваль Coachella, запланированный на апрель, перенесли. Под угрозой — Glastonbury, который планируют провести в июне.

«Коронавирус — беспрецедентная проблема для нашей отрасли», — заявила исполнительный вице-президент Международной ассоциации выставок и мероприятий Кэти Бреден.

Ивенты уходят в онлайн?

Неожиданные отмены больно ударяют по репутации организаторов и приводят к колоссальным убыткам. Но в то же время Джорджио Армани без проблем провел показ новой коллекции в пустом зале: событие транслировалось онлайн. Автопроизводители организовали виртуальные презентации, отчасти компенсировав отмену Женевского автосалона. Крупнейшая в мире технологическая конференция Collision тоже пройдет в онлайн-формате.

Некоторые эксперты оценивают это положительно. «Почему, например, 27 тысяч профессионалов должны сорваться и уехать на юг Франции в эпоху скоростного интернета и видеоконференций?» — озвучил вопрос один из гостей конференции Mipim. Альтернативное мнение следующее: сокращение количества глобальных ивентов положительно скажется на экологии (как минимум, благодаря отказу от авиаперелетов и отсутствию пластиковых отходов).

В этом есть смысл. Но проблема в том, что отрасль не была готова к столь резким изменениям. Нужно перестраиваться «на ходу»: пока мир борется с пандемией, ивент компаниям необходимо работать над осознанием новой реальности. А она диктует иные форматы и способы взаимодействия с аудиторией. Мир изменился — и нужно этому соответствовать.